Главная » 2016 » Февраль » 19 » Одно из приоритетных направлений надзора прокуратуры - противодействие коррупции
16:45
Одно из приоритетных направлений надзора прокуратуры - противодействие коррупции

В определении юридического словаря, коррупция - подкуп (получение или дача взятки), любое незаконное использование лицом своего публичного статуса, сопряженное с получением выгоды (имущества, услуг или льгот и/или преимуществ, в том числе неимущественного характера) как для себя, так и для своих близких вопреки законным интересам общества и государства, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу.

Коррупция определена как не предусмотренное законом принятие лично или через посредников имущественных благ и преимуществ лицами, выполняющими государственные функции, а также лицами, приравненными к ним, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей либо иное использование ими своих полномочий для получения имущественной выгоды, а равно подкуп данных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ.

Законодательство о противодействии коррупции предусматривает ответственность государственных и муниципальных служащих.

Государственные и муниципальные служащие в силу специфики своей служебной деятельности имеют запреты и ограничения, предусмотренные за-конами «О противодействии коррупции», «О государственной гражданской службе Российской Федерации", «О муниципальной службе в Российской Фе-дерации».

Правовые запреты сдерживают противоправные действия служащих при ис-полнении своих обязанностей. С 10.01.2009 в Кодекс РФ об административных правонарушениях в соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона "О противодействии коррупции" была включена статья 19.29 КоАП РФ.

Данная норма предусматривает административную ответственность для должностных лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, за привлечение к трудовой деятельности государственного или муниципального служащего (бывшего государственного или муниципального служащего), замещающего (замещавшего) должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии коррупции".

Кроме того, новая редакция абзаца 5 статьи 84 Трудового кодекса РФ предусматривает расторжение трудового договора, заключенного с гражданами, уволенными с государственной или муниципальной службы, за нарушение ограничений, запретов и требований, касающихся привлечения к трудовой деятельности.

Порядок реализации ограничений трудоспособности лиц, ранее заме-щавших публичные должности, конкретизирован в статье 12 Федерального закона "О противодействии коррупции". Она гласит: гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать должности в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

С 17 мая 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 04.05.2011 № 97-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции».

Согласно новым положениям части 2 статьи 46 Уголовного кодекса Российской Федерации штраф устанавливается в размере от пяти тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до пяти лет либо исчисляется в величине, кратной стоимости предмета или сумме коммерческого подкупа или взятки.

Введена уголовная ответственность за посредничество во взяточничестве - статья 291.1 Уголовного кодекса РФ, под которым понимается непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере, и предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от двадцатикратной до сорокакратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере двадцатикратной суммы взятки.

Более строгие наказания предусмотрены за посредничество во взяточничестве за совершение заведомо незаконных действий (бездействие) либо лицом с использованием своего служебного положения; совершенное: группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, в крупном размере, в особо крупном размере.

Часть 5 статьи 291.1 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за обещание или предложение посредничества во взяточничестве.

Названным Федеральным законом внесены изменения в статью 19.28 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предусмотрена административная ответственность не только за незаконные передачи, но и предложение и обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым им служебным положением.

Что же касается работы прокуратуры района в указанном направлении, то в прошедшем 2015 г. в ходе проверок исполнения законодательства о государственной и муниципальной службе, борьбе с коррупцией прокуратурой района были выявлены многочисленные нарушения.

Так, при проведении проверок соблюдения муниципальными служащими запретов и ограничений, связанных с муниципальной службой были выявлены конфликты интересов у глав Сивохинского и Вахрушевского сельсоветов с близкими родственниками, которые исполняя свои должностные обязанности были им непосредственно подконтрольны и подотчетны. В связи с внесением актов прокурорского реагирования имеющие нарушения были устранены.

Коррупциогенные факторы выявлялись прокуратурой района и в сфере законодательства об использовании муниципального имущества. Так, в ходе осуществления надзорной деятельности был установлен факт распоряжения Фаначетским сельсоветом муниципальным имуществом (дизель-электрическая установка) без проведения соответствующих конкурсных процедур. По результатам рассмотрения представления прокуратуры района указанное нарушение было устранено путем проведения аукционных процедур и заключения на их основании договора аренды муниципального имущества.

Выявлялись факты неправомерного использования бюджетных средств в администрации Тасеевского сельсовета и МБУК «Хандальская ЦКС». При этом в последнем случае, по результатам проведенной прокуратурой района проверки в отношении директора муниципального учреждения следственными органами возбуждено уголовное дело по ч.3 ст. 160 УК РФ присвоение или растрата, то есть хищение чужого имущества, вверенного виновному с использованием своего служебного положения.

Всего же в 2015 г. прокуратурой района выявлено 77 нарушений о государственной, муниципальной службе, о коррупции, по которым внесено 14 представлений, по результатам, рассмотрения которых 10 должностных лиц привлечено к дисциплинарной ответственности.

В 2016 г. прокуратурой района будет продолжена работа по выявлению и пресечению коррупционных правонарушений.

 

Помощник прокурора района Юрист 3 класса Р.К. Вахитов
Просмотров: 1272 | Добавил: lara | Рейтинг: 5.0/2