Главная » Статьи » Прокуратура информирует » Прокуратура информирует |
В целях решения стоящих перед судебными приставами задач они должны руководствоваться нормативными правовыми актами федерального уровня, особое место среди которых занимает Конституция РФ. Принципиально важным для судебного пристава является конституционное положение о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и их защита - обязанность государства (ст. 2). Более того, в России гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 45). К числу федеральных законов, составляющих основу правового регулирования деятельности судебных приставов, относится Закон о судебных приставах и Закон об исполнительном производстве. Названные Законы выступают в качестве специальных нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности судебных приставов. Закон об исполнительном производстве определяет порядок и условия принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц (ч. 1 ст. 1 Закона). Судебный пристав-исполнитель в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов согласно ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «судебных приставах» (далее Федеральный закон № 118-ФЗ) имеет право:
получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, в том числе персональные данные, объяснения и справки; Согласно статье 64 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее Федерального закона № 229-ФЗ) судебный пристав-исполнитель вправе с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника - без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником, а также в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение. В соответствии со статьей 6 Федерального закона № 229-ФЗ законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В соответствии со ст. 33 Федерального закона № 229-ФЗ если должником является гражданин, то исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем по его месту жительства, месту пребывания или местонахождению его имущества. Судебный пристав-исполнитель, установив место постоянного жительства должника имеет право на составление акта описи и ареста имущества принадлежащего именно должнику. Предполагается, что в квартире, где проживает должник, ему могут принадлежать любые вещи. Нарушения прав собственника квартиры в данном случае не происходит, т.к. приставы описывают не квартиру, а имущество должника, находящегося в этой квартире. Кроме того, по мимо прав, у судебного пристава-исполнителя имеются обязанности, так согласно ст.13 Федерального закона № 118-ФЗ судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций. Согласно ст.19 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ постановления, действия (бездействие) судебного пристава могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу или в суд. Обращение с жалобой к вышестоящему должностному лицу не является препятствием для обращения в суд. Судебный пристав несет ответственность за проступки и правонарушения в соответствии с законодательством Российской Федерации. Привлечение к уголовной ответственности судебного пристава возможно вследствие совершения им преступления, предусмотренного УК РФ. В частности, речь может вестись о преступлениях против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (гл. 30 УК РФ). Дисциплинарная ответственность судебных приставов наступает в соответствии с законодательством о государственной гражданской службе. Служебная дисциплина обеспечивается путем обязательного соблюдения судебными приставами служебного распорядка государственного органа и должностного регламента.
За неисполнение судебным приставом по его вине возложенных на него должностных обязанностей на основании ст. 57 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания: Судебный пристав может быть привлечен и к административной ответственности на основании положений КоАП РФ, согласно ст. 2.4 которого административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Что касается гражданско-правовой ответственности, то в п. 3 ст.19 Федерального закона № 118-ФЗ сформулировано правило, согласно которому ущерб, причиненный судебным приставом гражданам и организациям, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством РФ. Гражданский кодекс РФ устанавливает особый механизм гражданско-правовой ответственности за ущерб, причиненный судебным приставом. Так, согласно ст.16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием. Это означает, что убытки, причиненные вследствие решений, действий (бездействия) судебного пристава, признанных с соблюдением установленного порядка незаконными, подлежат возмещению Российской Федерацией в лице ФССП России. Само же должностное лицо ФССП России материально отвечает не перед гражданином или юридическим лицом, а собственно перед службой судебных приставов. Предметом прокурорского надзора за исполнением законов выступает, с одной стороны, соблюдение и исполнение ФССП России и ее должностными лицами Конституции РФ, а также законов, действующих на территории Российской Федерации, а с другой стороны, соответствие законам издаваемых данными субъектами правовых актов (ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»).
Помощник прокурора Вахитов Р.К. | |
Просмотров: 2338 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |